на главную

                                                   "Устав боевых искусств"
В связи с нехваткой времени, разрешите вкратце представить мое понимание сути будо, для чего прошу взглянуть на Устав будо. Данная редакция Устава была принята Советом японских боевых искусств в 1987 г. Здесь достаточно ясно написано, что такое будо. Если мы обратимся к оригиналу на японском языке, то много интересного и важного сможем прочитать между строк, но сегодня, к сожалению, на это времени нет.
Сразу предлагаю обратиться к значению слова "будо", которое само по себе включает в себя много смысла, но в зависимости от веяния времени, и оно меняет свое содержание. В настоящее время мы, говоря "будо", имеем в виду тот смысл, который определил Ватанабэ-сэнсэй в следующем высказывании:
"Одним словом, термин "будо" является общим для дзюдо, кэндо и т.д., а также для тех дисциплин, занимающихся развитием физической культуры, которые в основе своей имеют старые школы японских единоборств. Однако этот общепринятый сейчас термин появился в конце эпохи Мэйдзи (1868-1912)> ("Введение в изучение истории будо"). Дзюдо, кэндо, кюдо, сумо, каратэдо, айкидо, сюриндзикэмпо, нагината, штыковой бой и т.д. в настоящее время считаются боевыми искусствами, которые начали свое оформление в том виде, в котором они ныне существуют после 1868 г., их называют также <современные боевые искусства>. С другой стороны, основой для современных боевых искусств стали так называемые <старые боевые искусства>, унаследовавшие японские традиции, существовавшие до реставрации Мэйдзи (1868). Их также называют <старые техники ведения боя> или <старые школы ведения боя>. Говорят, что в конце эпохи Эдо (середина 19 в.) таких школ насчитывалось более 1000, сейчас предположительно - около 500. Что же такое "будо" одним словом - это индивидуальные навыки в технике, видимые невооруженным глазом, либо нечто, невидимое глазу, что имеет отношение к особенностям духовной культуры? В любом случае, этот вопрос требует тщательного рассмотрения. Во вводной части преамбулы Устава четко сказано, что "будо является традиционной культурой", это значит, что будо представляет собой некую ось времени, соединяющую в себе прошлое настоящее и будущее. Далее указаны разделы Устава: "цели, тренировки, соревнования, додзё (место для тренировок), тренерское руководство и популяризация". Основная мысль, содержащаяся в преамбуле и всех шести разделах, выражается в следующих словах: "Будо используется для формирования личности, и эту мысль вы обязаны передавать из поколения в поколение".
Одним словом, не мастерство и количество побед являются целью, но достижение через тренировки единства духа, техники и тела, работа над личностью, когда умеренность и дисциплина - вот главное в будо.
Хочу обратить ваше внимание на четыре понятия, встретившиеся в преамбуле: "боевой дух, пришедший из далекого прошлого Японии", "от техники к Пути", "передавать ученику смысл единства духа и техники", "закаливать дух".
По-моему, эти понятия являются основными в концепции будо.
Кстати, когда я сам читал Устав, в мое сердце закралось небольшое сомнение. Как реалист, считаю, что оценивать в будо необходимо по уровню техники и количеству побед, <доказательства предпочтительнее теории>, в боевых техниках разве не сила является главным? Однако если мы оглянемся на историю развития будо, то увидим, как сильно поменялось отношение к этому. Безусловно, сами по себе боевые техники очень разнообразны, и возникли как техники ведения боя. Это невозможно отрицать. Однако именно по этой причине было решено запретить воинственность. Суть будо надо искать в душевных качествах человека. Для того чтобы прекратить войну, воин - он же, до недавнего времени, участник схватки - должен был попробовать изменить свое сердце, сделать это никогда не поздно. Воины сами наложили запрет на воинственность в своем сердце, и это хороший пример в становлении будо.
"Душа сама легко может ввести себя в заблуждение, не позволяй своей душе запутать тебя". Это высказывание в Японии передается из поколения поколению с древности, я его часто цитирую. Думаю, оно стоит того, чтобы остаться в сердце каждого.
В Уставе подчеркивается роль будо как явления, формирующего личность, с другой стороны, в человеческом обществе сильна тенденция, когда победа достигается ради победы, и все подчинено логике силы. Именно такая позиция сильна в мире боевых искусств. Возможно, это можно отнести к влиянию человеческих инстинктов, если смотреть на людей с точки зрения чувств и эмоций, но человеческий разум должен их сдерживать. Я думаю, что разум способен сдержать и такие чувства, как агрессивные инстинкты.
Устав можно по-разному читать, например, кто-то увидит предупреждение: "не надо конфликтовать!". Я вижу в этом мысль о том, что интеллект способен остановить человека, когда он совершает опрометчивые поступки.



 
 
Воспитание - это основа основ
Будо значительно влияет на всю жизнедеятельность японского общества. В очень широком смысле будо имеет отношение и к явным проявлениям изменений в обществе и к формированию скрытого от глаз других мировоззрения отдельно взятого человека. Причину такой значимости одним словом трудно определить, но если попытаться взять на себя такую смелость, то я бы назвал <образование (воспитание)>. В том смысле, что будо является способом передачи необходимых навыков в воспитании человека, чтобы он обладал человеческими характеристиками. Будо в своем развитии преодолело несколько серьезных кризисов. Первый кризис относится ко времени, когда закончилась эпоха воюющих княжеств, и началась эпоха Эдо (начало эпохи Эдо - 1603 год). В это время в Японии получило распространение огнестрельное оружие, вследствие чего навыки контактной борьбы утратили свою ценность, более того, в наступившее мирное время не осталось необходимости сокрушать врага. Все эти причины способствовали развитию концепции гуманизма и добродетели. Если бы такая тенденция сохранилась, то боевые техники вышли бы совсем из употребления, однако произошло обратное, воины углубились в теоретическую разработку системы передачи опыта, то есть воспитания.
Второй кризис связан со временем, когда закончилась эпоха воинов, и началась эпоха Мэйдзи. Реформы эпохи Мэйдзи, начавшейся в 1868 г., привели к исчезновению самураев как сословия, а боевые техники лишились фундамента, на котором стояли, что привело к временному упадку. Именно в это время появилась личность Кано Дзигоро (1860-1938), человека, создавшего на основе дзюдзюцу кодокан дзюдо (1882), приложившего много сил, чтобы внедрить новую систему в школьную программу воспитания физической культуры. Активность Кано по популяризации дзюдо распространялась далеко за пределы Японии. Созданная усилиями Кано система дзюдо возродила боевые техники, модернизировала имеющийся опыт поколений, и широко распространилась за границей. Поистине это убедительный пример преодоления серьезного кризиса.
Одной из преследуемых Кано целей было использовать дзюдо в воспитательном процессе, для чего он исключил все опасные для жизни приемы, сосредоточившись на безопасности, систематизировал имеющиеся знания. Идеологическим наполнением новой системы стали процветание общества и мирное сосуществование. Дзюдо и в боевом и в идеологическом смысле стало выше агрессии. Сейчас дзюдо стал олимпийским видом спорта, став популярным во всем мире, в Японии дзюдо является одним из широко распространенных видов спортивных состязаний, но это далеко не весь резерв дзюдо. Кано, <отец японской системы воспитания>, <великий Учитель>, говорил следующее: <Воспитание - это самое важное в нашей жизни. Знания и опыт одного человека, переданные другому, а затем следующему, могут распространиться на очень многих людей, что в итоге окажется вечным процессом>. Эти слова очень любил повторять Кано. Думаю, что в них выражена и суть дзюдо.
Третий кризис произошел после Второй мировой войны (1945). На некоторое время было запрещено преподавание дисциплин будо в школах. Такая жесткая мера была связана с тем, что тренировки воспринимались, как часть военной подготовки. В это время возрождение будо стало возможным благодаря настоянию людей, что будо является частью национального спорта. Можно сказать на основании выше сказанного, что будо продолжает существовать благодаря тому, что сохраняет так необходимую для общества идею воспитания. Люди существуют в сообществе, в культурной среде, и мы не должны забывать об этом, изучая возможности <воспитания>.

 

на главную

Hosted by uCoz