УДАРЫ РУКАМИ
Сэйкэн-дзуки
Коронным ударом Оямы Масутацу был правый удар кулаком - сэйкэн
гяку-дзуки. Он обладал у него колоссальной разрушительной силой. Стив
Арнейл рассказывает, как однажды в начале 60-х гг. Ояма устроил
грандиозное шоу для японского правительства. Он предложил Арнейлу одному
держать одновременно пять досок, которые он собирался разбить ударом
гяку-дзуки. Арнейл сказал, что это невозможно, и что он сам может
получить травму. Но Ояма стоял на своем, а спорить с ним было не
принято, и в итоге Арнейлу пришлось сказать "Ос-с"! Настраиваясь перед
разбиванием, Ояма, как обычно, обхватил тело руками, подсунув их под
куртку каратэги, затем решительно вышел в стойку и нанес удар. По словам
Арнейла, его руки совершенно не почувствовали удара, кулак прошел сквозь
доски, как сквозь воздух.
Другой ученик Оямы, Года Юдзо говорит, что одно из наиболее ярких его
воспоминаний о физической мощи мастера связано с показательными
выступлениями 1960 г. в усадьбе Цуба-кияма. Тогда один из старших
учеников не смог одолеть толстенный деревянный брус, а Ояма тут же с
громким треском переломил его одним ударом.
"Мне приходилось слышать, что от удара учителя у быков трескались кости
черепа, и что во время демонстраций он запросто колотил большим железным
молотком себе по костяшкам. И если бы меня спросили, какой прием сосая
был самым замечательным, я бы сказал, что это был удар сэйкэн-дзуки.
Возможно, именно поэтому он никогда всерьез не опробовал его на своих
противниках из числа людей, ибо от такого удара любой противник просто
бы умер", - вспоминает Като Сигэо.
Последние слова не означают, что Ояма никогда не применял сэйкэн-дзуки
во время спаррингов в зале. Это было "фирменное блюдо" для старших
учеников, "Когда сэнсэй спарринго-вал не с нами, а с более опытными
сэмпаями, случалось, что и он использовал удары кулаком. Поскольку я был
всего лишь учеником первого класса средней школы высшей ступени, то
канте меня просто щадил. Зато с сэмпаем Ясудой, уважаемыми Оямой Сигэру
и Оямой Ясухико он спарринговал очень жестко, яростно", - вспоминает
Накамура Тадаси. Когда он пускал правый гяку-дзуки в ход, по словам Като
Сигэо, "все, кому бы сосай ни нанес удар кулаком, просто растягивались
на земле".
Этот удар в исполнении Оямы был столь хорош, что Накамура Тадаси
говорит: "Для меня воплощение каратэ - это удар кулаком сэйкэн, а
воплощение удара кулаком - канте Ояма. Поэтому для меня Ояма Масутацу -
символ и воплощение каратэ".
Сётэй-ути
В спаррингах с учениками Ояма обычно наносил удары не кулаком, а
основанием ладони (сётэй). По этой причине многие утверждают, что удары
сётэй у него были коронными. Однако, как свидетельствует Като Сигэо, "в
действительности во время кумитэ он применял эту технику только для
того, чтобы снизить силу удара. Поэтому то место, куда бы он ударил
кулаком сэйкэн, он поражал с помощью ладони". Ему вторит Накамура Тадаси:
"Когда он спарринговал с нами, своими учениками, он почти не использовал
сэйкэн-дзуки и только наносил шлепки по лицу основанием ладони. Даже
когда сэнсэй наносил удары в солнечное сплетение или по ребрам, то тоже
бил основанием ладони".
Тем не менее, эти удары обладали у Оямы поистине разрушительной мощью.
Рассказывает Накамура Тадаси: "Может показаться, что удар ладонью -
ерунда, но когда его наносят с вкладыванием веса, со сближением, он
очень эффективен. Я сам не раз пропускал удары канте Оямы по ребрам и в
живот, и порой после них даже пошевелиться не мог".
Словно издеваясь над учениками, во время учебных поединков Ояма то и
дело отвешивал им увесистые пощечины. По словам Оямы Сигэру, "сосай бил
левой ладонью не только в грудь или плечо, но и прямо в лицо, отчего у
меня всегда оставались следы от его пальцев. После одного-двух часов
тренировки лицо начинало немилосердно жечь, поэтому зимой было очень
приятно выходить на улицу после тренировки".
Удары ладонью могли наноситься по самым разным траекториям: по прямой
типа цуки, по кругу, наподобие фури-ути и т.д.
Маваси-ути
Еще одним коронным ударом Оямы был круговой удар кулаком маваси-ути.
Рассказывает Накамура Тадаси: "Он часто использовал и круговые удары, но
в отличие от стандартного маваси-ути наносил удары внутренней стороной
головки кулака (кэнто), тем местом, которым наносят хайто-ути. Головка
кулака у канте была в несколько раз больше, чем у обычного человека, и
прекрасно закалена со всех сторон. Поэтому сэнсэй мог свободно бить
головкой кулака с внутренней стороны. Если противник пытался сблизиться
с учителем спереди, он мгновенно уходил в левую сторону под углом в 45
градусов и на встречном движении наносил круговой удар маваси-ути правым
кулаком. Но из-за того что бить таким образом в лицо или солнечное
сплетение очень опасно, он специально бил противника в грудь".
Уракэн-ути
Активно использовал в спаррингах Ояма и уракэн-ути. По технике
исполнения он напоминал вариант этого удара, зафиксированный в ката
Сайха, в котором после удара локтем одной рукой захватывают руку
противника, а другой наносят ему уракэн-ути в лицо. Ояма Ясухико
рассказывает: "Точно так же, как в этом ката, сосай с помощью движений
плечом и локтем рассеивал внимание противника, нарушал его дыхание,
затем молниеносно наносил кин-гэри в пах и часто продолжал атаку ударом
уракэн передней рукой".
Уракэн-ути служил для подготовки основной атаки и раздергивания
противника. "Оценив моё киай и дыхание, он наносил удар уракэн-ути в
лицо, а когда я, испугавшись, закрывал его,
тут же бил уракэном по открывшемуся боку живота. Когда я невольно
опускал оба локтя, он накрывал мое лицо основанием ладони (сётэй) и
надавливал на него", - вспоминает Ояма Ясухико.
Хотя уракэн-ути считается ударом несиловым, Ояма и его превратил в
грозное оружие. Ка-то Сигэо делится своими впечатлениями об этом
"легковесном" и "неопасном" приеме: "В боях с сосаем я не раз пропускал
удар уракэн-ути из положения с разведенными в стороны руками и каждый
раз слышал: "Ну, ты как? Нормально?". А у меня при этом ноги
подкашивались".
Мэ-цуки
Наконец, Ояма акцентировал внимание своих учеников на уколах и хлестких
ударах пальцами по глазам, которые он считал эффективнейшими приемами.
"Также часто он "угощал" нас и ударами по глазам, используя уколы
пальцами (нукитэ). Молниеносный удар голой рукой по глазам был весьма
эффективен, после него слезы катились градом - не остановишь"!
Ясуда Хидэхару сообщает, что тычки пальцами в глаза Ояма отрабатывал на
мишенях из картона.
УДАРЫ НОГАМИ
Читатели учебников по Кекусинкай "Что
такое каратэ?", "Это каратэ" и др., написанных Оямой Масутацу,
прекрасно знают, что он владел практически всем арсеналом ударов
ногами каратэ и, несмотря на грузность, был способен бить в
голову и даже выше. На одном фото в старой книге по Кёкусин
Бобби Лоу Ояма запечатлен наносящим удар ёко кэагэ на добрый
десяток сантиметров выше собственной головы. По воспоминаниям
Накамуры Тадаси, даже разменяв четвертый десяток, Ояма, "похоже,
был в самом расцвете сил. Хотя он был человеком крупным,
движения его были чрезвычайно быстрыми, а тело очень гибким,
например, он мог выполнять полный поперечный шпагат...
Маваси-гэри и ёко-гэри в уровень головы он наносил "со
свистом"".
Но самым любимым ударом Оямы был... кин-гэри - банальный удар
ногой в пах, который ученики начинают осваивать буквально с
первого занятия.
Удар ногой в пах кажется настолько простым (кто-то скажет
примитивным), что как-то совсем не вяжется с образом мастера.
Показательна в этом плане фраза Оямы Ясухико, которой он
открывает рассказ о кин-гэри: "Как ни странно, сосай использовал
также и удар ногой в пах (кин-гэри)".
Ояма Ясухико рассказывает, как однажды во время тренировки
основатель Кёкусин поделился с учениками своими взглядами на
значение кин-гэри и своим опытом в его использовании:
""Слушайте все! В Америке есть такие здоровяки, что похожи на
привидение. Того, мой продюсер, совершенно не зная характера
американцев, как-то вцепился в меня и стал выкрикивать: "Мае
Ояма - самый сильный уличный боец в мире. Он вызывает на бой
любого желающего! Если кто-то сможет его уложить, я заплачу ему
тысячу долларов"! Я совершенно не понимал английского языка и
потому, одиноко стоя посреди квадратного ринга, всеми силами
старался понять, что он такое говорит. Вдруг зрители зашумели.
Произошло это, когда Того произнес: "Ван саудзан дара" - "Тысяча
долларов"! Не зная даже алфавита английского языка, я только и
понял что эту фразу "ван саудзан дара!" Ха-ха-ха!".
При этих словах учителя мы все невольно рассмеялись.
"Под ужасный гул, несшийся со всех концов зала, со своего места
поднялся здоровенный мужик. Тут я сообразил: "А-а, так они
хотят, чтобы этот мужик схватился со мной"! В разных концах зала
встало еще несколько человек, но тут Того поднял вверх один
палец и сказал:
"Онри ван"! - "Только один"! Под смех и аплодисменты мужик в
джинсах и футболке направился к рингу.
Чем ближе он подходил ко мне, тем здоровее становился. Он
поднялся на ринг и уставился на меня сверху вниз. Головой я ему
едва доходил до груди. Стоя передо мной, он казался мне
здоровенной двустворчатой дверью. Я невольно оглянулся на Того:
у него от неожиданности даже рот раскрылся: "О-о, биггу!..." -
"Здоровый!...". Вот тебе и "здоровый" - надо же характер
зрителей знать, когда такое устраиваешь!
"Ояма, Ояма! - закричал мне Того, - Все нормально! Нормально!
Тысяча долларов - деньги немалые!" Рефери смотрел на нас, не
понимая ни слова. Мужик также с любопытством оглядел меня, и, в
конце концов, расхохотался и сказал, обращаясь ко мне: "Ну,
что?! Схватимся?" Честно говоря, у меня колени задрожали. Мужик
что-то злобно закричал и пошел на меня, намереваясь схватить
меня обеими руками. И тогда я машинально ударил его в пах левой
ногой. Эффективность - стопроцентная! Ха-ха-ха!
Сейчас все это кажется смешным, но этот удар ногой у меня
получился совершенно машинально. С воплем "У-у!" мужик присел на
корточки. Машинально я черкнул пальцами по его глазам. Затем
придавил лицо мужика левой рукой и нанес ему правый гяку-дзуки в
бок. Мой кулак глубоко погрузился в его тело. На этом все и
закончилось.
При виде этого зрители пришли в бешенство. Начался ужасный
гвалт. Мне пришлось спасаться из зала бегством под защитой
шерифа, охранявшего зал. Потом я понял, из-за чего зрители
взбесились. У них бить ногой в пах считается подлостью. Похоже,
именно этот удар и разъярил их.
Ударом кин-гэри нужно овладеть в совершенстве. Кроме того,
обязательно нужно защищать пах. Разобьют тебе "золотую мишень" (кинтэки)
- и все, конец! Ха-ха-ха".
Постоянно использовал удары в пах Ояма и в спаррингах со своими
старшими учениками. Тот же Ояма Ясухико вспоминает: "Сосай
мастерски выполнял удар ногой в пах. Бывало, если при ударе
ногой широко размахнешься, то нога сосая тут же молниеносно
вылетит навстречу. Нанеся удар, он со смехом говорил: "Запомни,
яйца - душа мужчины, хэ-хэ-хэ,.,!". То же самое говорит и брат
Ясухико, Ояма Сигэру: "Сосай очень часто бил ногой в пах, причем
у него было замечательное чувство тайминга, и удара не мог
избежать никто. Нанеся удар в пах, сосай спрашивал: "Ну как,
больно"?".
Некоторые нюансы использования ударов в пах раскрывает Ясуда
Хидэхару: "Поскольку во время спарринга оба противника движутся,
то Ояма считал, что удар ногой должен быть нацелен немного в
сторону от центральной линии противника... Обычно при ударах
ногой нет нужды специально метить в пах, но, если такие удары
применяют, то поскольку противники движутся, важно метить "между
бедрами". Дело в том, что попасть движущемуся человеку в пах
ударом ноги непросто. Это большая удача, если удается нанести
удар поддевающим движением снизу между ног противнику".
Кроме кин-гэри Ояма в совершенстве владел и широко использовал
такие удары ногами как маэ-гэри, кансэцу-гэри, усиро-гэри и
хидза-гэри. Стараясь не травмировать младших учеников, во время
спаррингов в зале он предпочитал прямые атаки на среднем уровне
(тюдан), выполняемые строго по прямой. "Обычно, выполнив
маэ-гэри левой ногой, сосай тут же разворачивался и наносил
правый усиро-гэри, в который вкладывал движение бедрами, так что
тот часто напоминал ёко-гэри. Удар пяткой был настолько сильным,
что всегда сбивал с ног даже очень крупных парней", - вспоминает
Ояма Сигэру.
Удары Оямы обладали колоссальной разрушительной мощью, Поэтому
основной проблемой в спарринге с учениками для него было не
вложение максимума силы в удары, а наоборот ее контроль. Като
Сигэо вспоминает: "У него также были мощнейшие удары маэ-гэри и
хидза-гэри, но, поскольку для противников вроде меня они были
слишком опасны, он просто не мог их использовать во время кумитэ".
К нему присоединяется и Накамура Тадаси: "В спарринге
маваси-гэри он почти всегда наносил подушечкой пальцев (тюсоку)
и очень осторожно, чтобы не ударить слишком сильно".
ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ
Для защиты Ояма использовал мягкие отводящие блоки. "Я в
ту пору был уверен, что правый маэ-гэри у меня классный,
но и им я не мог пробить защиту учителя. Он мягко
парировал мои удары, словно обволакивая ногу ватой, и в
следующее мгновение я уже падал на пол" -вспоминает Като
Сигэо.
Удары ногами Ояма часто не блокировал, а, опустив локоть
вниз, отбивал противнику голень.
Ояма широко использовал блоки запястьем (кокэн -
"кулак-дуга") и основанием ладони (сетэи), которые
прорабатывал в своем любимом ката Тэнсё. Рассказывает
Накамура Тадаси' "В спарринге с динамично атакующим
противником канте сближался, блокировал удары руками
противника своим кокэн, а затем основанием или ребром
ладони той же руки наносил удар в живот, ловко пользуясь
чрезвычайно короткими движениями"
Многие удары Ояма принимал на корпус. "Очень часто мои
удары руками и ногами сосай ринимал своим могучим
телом", - говорит Ояма Ясухико, - "Во время кумитэ с ним
он не раз говорил мне: "Подходи! Бей!", - и, когда я
решался на атаку и наносил удары только брызги
пота летели мне в лицо. "Еще сильней!", - требовал сосай,
и после моего очередного удара его ладонь откуда-то
сверху накрывала лицо, а подошва ноги окончательно
припечатывала меня к полу. Такие схватки действительно
приносили удовлетворение, но к этому иногда
примешивалось удивление; почему же сосай позволяет себя
бить, а в итоге достается мне одному?"
В отличие от многих сегодняшних спортсменов Ояма не
просто "держал удар", полагаясь исключительно на силу и
закалку корпуса, хотя благодаря своей фантастической
кондиции он и это мог себе позволить (как говорит
Накамура Тадаси, "все наши удары руками и ногами в живот
и грудь для него были нипочем"). С помощью микроуклонов
он нейтрализовал разрушительную мощь ударов противника
и, не тратя время на блоки, мгновенно переходил в
контратаку. "Сосай Ояма, били его руками или ногами,
никогда не принимал удар, стоя на месте, Чуть-чуть
сместив в сторону уязвимую точку, в момент удара он
сближался с противником и буквально сносил его с ног.
Эта мгновенная защита с атакой в его исполнении была
просто великолепна. Скажу более того. Никакой защиты он
при этом не применял: сначала была атака его противника,
а затем его собственная атака, и все. Сосай считал, что,
если удар блокировать, то контратака будет слишком
запаздывать, и что, если ты хочешь свалить противника,
блокировать не следует. Поэтому сосай одновременно с
атакой противника сближался с ним шагом суриаси и
наносил удар рукой или ногой таким образом, что со
стороны казалось, будто два тела сталкиваются друг с
другом", - рассказывает Като Сигэо.
Другой ученик Оямы, Ояма Сигэру рассказывает следующее:
"Часто он намеренно подставлял под удары грудь и другие
места, и я до сих пор помню как брызги его пота после
таких ударов попадали мне в глаза, которые тут же
начинало щипать. "А, хорошо! Давай еще раз!" -такое
ощущение возникало иногда во время подобных кумитэ.
Однако обычно, если я атаковал ударом справа, тут же
следовала контратака левой ладонью в лицо, за которой
мгновенно наносился удар правым кулаком и т.д... Но что
ни говори, самым опасным ударом ногой у сосая был удар
ногой в пах".
|
|
|